§ 4. ШЛИФОВАНИЕ ШЕЕК КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ
Коленчатый вал служит для восприятия усилий от шатунов, связанных с поршнем двигателя, и передачи этих усилий на трансмиссию автомобиля или трактора. Таким образом, коленчатый вал преобразует переменное возвратно-поступательное движение поршней во вращательное постоянное. В коленчатом вале подвергаются шлифованию коренные и шатунные шейки, при этом должны быть выдержаны допуски на диаметр 6—10 мк, некруглость и нецилиндричность — 3 мк, класс чистоты в окончательном виде — 9—10. Непараллельность осей коренных и шатунных шеек не должна превышать 6 мк на всей длине каждой шатунной шейки. Биение коренных шеек в токарной заготовке не должно превышать 0,06 мм.
Шлифование шеек коленчатых валов представляет значительные трудности из-за сложной конфигурации его неуравновешенности, ограниченности шейки двумя буртами, большим отношением длины вала к диаметру шеек (и поэтому пониженной его жесткостью), а также высокими требованиями к точности размеров шеек и качеству обрабатываемой поверхности.
Коренные шейки шлифуют на круглошлифовальных станках большой мощности. В последнее время для шлифования коренных шеек применяют многокруговые* шлифовальные полуавтоматы для одновременной обработки всех шеек. Шлифование на автоматизированных многокруговых станках в сравнении с однокруговыми имеет следующие преимущества:
а) достигается соосность шлифуемых поверхностей, что особенно важно для обработки коленчатых и кулачковых валов;
б) стабилизируется шероховатость обработанной поверхности;
в) повышается производительность обработки и снижается расход шлифовальных кругов;
г) при многокруговом шлифовании требуется меньше оборудования, производственных площадей и рабочих.
При обработке на многокруговом станке деталь устанавливается центровыми отверстиями в хвостовике и фланце. В осевом направлении деталь базируется по упорному торцу. Центровые отверстия должны быть обработаны с чистотой не ниже 7 и с некруглостью не более 5 мк. Деталь приводится во вращение планшайбой со специальным поводковым пальцем, который заходит в отверстие на фланце коленчатого вала.
<—предыдыщая следующая —>
|