II. КОРРЕКЦИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
При решении практических задач приходится
иногда отступать от нормальной формы зуба с углом зацепления 20 градусов
и с высотой головки зуба, равной модулю.
Это вызывается различными причинами.
Например, в шестеренчатых насосах часто применяются
зубчатые колеса с числом зубьев от 10 до 17. Применение нормальной
формы зуба привело бы к получению зуба с подрезанной, т. е. ослабленной,
ножкой. Поэтому в этом случае применяют коррекцию (исправление) формы и
размеров зуба, что дает возможность увеличить толщину зуба у корня и
этим сделать зуб более прочным.
Иногда бывают заданными модуль, число зубьев и
межцентровое расстояние зубчатых колес. Если размеры зубчатых колес
не позволяют поместить их в заданное межцентровое расстояние, то
необходимое зацепление может быть обеспечено путем применения
корригированных колес.
Коррекция обычно осуществляется смещением (сдвигом)
нормального инструмента относительно заготовки в радиальном направлении.
Если инструмент отодвинут от центра нарезаемого
колеса, то получаем положительный сдвиг исходного контура.
Если инструмент приблизить к центру, получаем
отрицательный сдвиг исходного контура.
На практике получили распространение следующие способы коррекции
зацепления зубчатых колес: а) компенсированное зацепление (фау-нулевое зацепление)
и б) некомпенсированное зацепление (фау-зацепление).
Компенсированное (фау-нулевое) зацепление. В этом случае при нарезании
колеса с малым числом зубьев инструмент отдаляют на некоторую величину от центра
заготовки, а при нарезании колеса с большим числом
зубьев инструмент приближают к центру заготовки на такую же величину. Происходит компенсация сдвига.
При этом межцентровое расстояние сохраняет свое значение.
Диаметры- начальных и делительных окружностей совпадают. В результате
такой коррекции меняется только высота головок и ножек. Головка зуба
малого колеса увеличивается, а большого — соответственно уменьшается.
Рассматриваемый способ коррекции неприменим при равных
числах зубьев ведущего и ведомого колеса. Нецелесообразно применение
этого способа при малых числах зубьев обоих колес (для нормального зацецления при сумме зубьев 2 < 36).
В таких случаях применяется способ некомпенсированного зацепления.
Некомпенсированное (фау) зацепление. Этот способ коррекции имеет
следующие особенности. Смещение инструмента для каждого зубчатого колеса имеет
свое значение. Начальные окружности не совпадают с делительными окружностями.
Межцентровое расстояние отличается .от межцентрового расстояния для нормальных
колес с тем же числом зубьев. Угол зацепления отличается от угла зацепления инструмента.
Оба описанных способа коррекции находят применение при нарезании
зубчатых колес методом обкатки на зубо-фрезериых и зубодолбежных станках
нормальным режущим инструментом.
Наладка станка не отличается от наладки для нарезания нормальных зубчатых колес.
В чертеже указывается нормальная хордальная толщина зуба
по делительному цилиндру и высота зуба в нормальном сечении при измерении штангензубомером.
Для обработки корригированных (исправленных) колес
необходимо определить величину сдвига режущего инструмента.
Величина сдвига режущего инструмента определяется по формуле:(15)
где кси — коэффициент коррекции (определяется по таблицам 49 и 50).
Предыдущая страницаСледующая страница
|