II. КОРРЕКЦИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

При решении практических задач приходится иногда отступать от нормальной формы зуба с углом зацепления 20 градусов и с высотой головки зуба, равной модулю.

Это вызывается различными причинами.

Например, в шестеренчатых насосах часто применяются зубчатые колеса с числом зубьев от 10 до 17. Применение нормальной формы зуба привело бы к получению зуба с подрезанной, т. е. ослабленной, ножкой. Поэтому в этом случае применяют коррекцию (исправление) формы и размеров зуба, что дает возможность увеличить толщину зуба у корня и этим сделать зуб более прочным.

Иногда бывают заданными модуль, число зубьев и межцентровое расстояние зубчатых колес. Если размеры зубчатых колес не позволяют поместить их в заданное межцентровое расстояние, то необходимое зацепление может быть обеспечено путем применения корригированных колес.

Коррекция обычно осуществляется смещением (сдвигом) нормального инструмента относительно заготовки в радиальном направлении.

Если инструмент отодвинут от центра нарезаемого колеса, то получаем положительный сдвиг исходного контура.

Если инструмент приблизить к центру, получаем отрицательный сдвиг исходного контура.

На практике получили распространение следующие способы коррекции зацепления зубчатых колес: а) компенсированное зацепление (фау-нулевое зацепление) и б) некомпенсированное зацепление (фау-зацепление).

Компенсированное (фау-нулевое) зацепление. В этом случае при нарезании колеса с малым числом зубьев инструмент отдаляют на некоторую величину от центра заготовки, а при нарезании колеса с большим числом

зубьев инструмент приближают к центру заготовки на такую же величину. Происходит компенсация сдвига.

При этом межцентровое расстояние сохраняет свое значение. Диаметры- начальных и делительных окружностей совпадают. В результате такой коррекции меняется только высота головок и ножек. Головка зуба малого колеса увеличивается, а большого — соответственно уменьшается.

Рассматриваемый способ коррекции неприменим при равных числах зубьев ведущего и ведомого колеса. Нецелесообразно применение этого способа при малых числах зубьев обоих колес (для нормального зацецления при сумме зубьев 2 < 36).

В таких случаях применяется способ некомпенсированного зацепления.

Некомпенсированное (фау) зацепление. Этот способ коррекции имеет следующие особенности. Смещение инструмента для каждого зубчатого колеса имеет свое значение. Начальные окружности не совпадают с делительными окружностями. Межцентровое расстояние отличается .от межцентрового расстояния для нормальных колес с тем же числом зубьев. Угол зацепления отличается от угла зацепления инструмента.

Оба описанных способа коррекции находят применение при нарезании зубчатых колес методом обкатки на зубо-фрезериых и зубодолбежных станках нормальным режущим инструментом.

Наладка станка не отличается от наладки для нарезания нормальных зубчатых колес.

В чертеже указывается нормальная хордальная толщина зуба по делительному цилиндру и высота зуба в нормальном сечении при измерении штангензубомером.

Для обработки корригированных (исправленных) колес необходимо определить величину сдвига режущего инструмента.

Величина сдвига режущего инструмента определяется по формуле:(15) где кси — коэффициент коррекции (определяется по таблицам 49 и 50).

Предыдущая страница
Следующая страница

Наши услуги:

  • восстановление изношенных деталей;
  • цветной и нержавеющий прокат со склада в Ростове-на-Дону;
  • механическая обработка металлов( токарные и фрезерные работы);
  • изготовление валов,валков,подшипников скольжения,втулок(баббитовых,бронзовых,латунных,фторопластовых) и др. деталей по вашим чертежам или изделиям.
"Российское станкостроение" 2000-2011. Россия, г.Ростов-на-Дону ул.Орская 9 тел.(863) 290 88 31, 290 88 30, г.Москва ул. Яна Райниса 18
Продажа б/у станков в Ростове
Rambler's Top100 рейтинг@Mail.ru