Практически для изменения передаточного числа у фрикционных передач применяют устройство, позволяющее перемещать одно из колес вдоль вала по скользящей шпонке (см. фиг. 63, г). Из приведенной схемы видно, что при приближении ведущего колеса к оси ведомого уменьшается его диаметр, а следовательно, уменьшается и передаточное число.
При удалении ведущего колеса от оси ведомого увеличивается диаметр колеса и вместе с ним передаточное число. Такое плавное регулирование скорости ведомого колеса называется бесступенчатым, а само устройство — вариатором.
Конструкции вариаторов бывают различные: кроме рассмотренной конструкции с цилиндрическими дисками, часто применяют вариаторы с коническими барабанами (фиг. 66). Как видно из рисунка, при перемещении промежуточного диска вдоль вала бесступенчато изменяется передаточное число от ведущего вала к ведомому.
Преимуществом всех видов фрикционных передач является простота конструкции, легкость в изготовлении и плавность в работе. Недостатком же передачи является большая нагрузка на валы, оси и подшипники при сжатии колес, а также невысокий к. п. д. из-за проскальзывания.
Перечисленные недостатки ограничивают применение фрикционных передач в точных механизмах.
Тормоза. Если вращающуюся деталь обхватить и плотно зажать, то ведущий вал не будет передавать требуемый крутящий момент и после непродолжительного проскальзывания вал остановится за-
Предыдущая страница Следующая страница
|