(без качки) и легко вынимаются при разборке. Эти шпонки воспринимают крутящий момент своими боковыми гранями, а между верхней гранью и дном шпоночной канавки детали должен быть зазор. Поэтому соединение, выполненное призматической шпонкой, получается нена-груженным и может передавать только крутящий момент, без осевого усилия.
Призматические шпонки делятся на обыкновенные и направляющие.-
Обыкновенные (фиг. 71, а), применяются в неподвижном соединении вала с насаженной на него деталью.
Направляющие шпонки (фиг. 71, б) используются в тех случаях, когда насаженная деталь должна свободно перемещаться вдоль вала. Такие соединения применяются в различных коробках
скоростей при перемещении блоков шестерен, кулачковых и дисковых муфт и т. д.
Для надежности установки в пазах вала такие шпонки в некоторых случаях дополнительно крепятся винтами, а для вынимания из паза на них предусмотрены специальные нарезанные отверстия для выжимных винтов. Выжимной винт, завернутый в отверстие до упора в дно паза, приподнимает шпонку и дает возможность свободно ее вынуть.
В отличие от клиновых, призматические шпонки делаются без уклона, с закругленными торцами по радиусу. В изготовлении они обходятся значительно дешевле, так как вся обработка как самих шпонок, так и шпоночных пазов на валах и ступицах может быть полностью механизирована без применения пригонок.
В промышленности широко применяются сегментные шпонки (фиг. 71, в). Эти шпонки, так же, как и призматические, передают крутящий момент своими боковыми сторонами с обязательным радиальным зазором между плоской гранью шпонки и дном паза в ступице.
Достоинством соединения с сегментными шпонками является простота и дешевизна изготовления как самих шпонок, так и шпоночных пазов к ним. Сегментные шпонки точатся на токарных станках и раз-
Предыдущая страница Следующая страница
|